Приступая к проведению аналогий между уравнениями и прямоугольниками, мы обмолвились, что потенциал такого фокуса очень, очень большой. Если точнее, мы можем не только решить конкретное задание, но и выработать общий, универсальный метод, подходящий для всех заданий такого типа. Сказать-то сказали, но вот на деле были озабочены лишь одним, конкретным решением.
Вот это правильно замечено, за слова отвечать надо. Сказал, что общее решение будет, так давай его покажи, чтобы всё ясно, чего и откуда и берётся. Эх, сколько книжек читал, где обещали по полочкам такие темы разложить, и везде обманывали. Таких авторов не уважаю совершенно.
Для осуществления всего обещанного давайте вновь проделаем тот короткий путь, который помог нам решить предыдущее уравнение. Итак, мы, как и раньше, начинаем с общего вида квадратного уравнения:
Вроде всё, как и было, но следует иметь в виду, что в нашем примере коэффициент был равен единице. Эта ситуация называется “стандартный вид”. Почему “стандартный”? А потому, что квадрат суммы, к примеру, раскладывается как . Видите, что тут стоит без всяких лишних множителей? Если же будет равен чему-то ещё, кроме единицы, то с таким же изяществом привести всё выражение к квадрату суммы или разности не получится.
Шаг первый
К сожалению, во многих случаях мы будем встречать выражения типа , и даже, извините меня, , это если не сказать больше. В этой ситуации остаётся только одно — решительно привести к единице. Как этого достичь? Разумеется, просто поделить всё уравнение на :
Таким образом, коэффициенты в первом элементе сократились, оставив единицу, ну а остальные просто как-то поделились.Запись стала существенно менее приятной, хорошо хоть с ноликом ничего не случилось.
Шаг второй
Пристально посмотрим на получившиеся уравнение и сравним его с квадратом суммы:
Отдельно стоящий мы получили, теперь идём дальше, разбираясь со вторыми членами выражений, которые должны быть равны друг другу, раз уж есть цель свернуть всё в квадратную формулу:
Отсюда достаточно просто найти сам , следует разделить на , как и учат нас правила решения уравнений с умножением:
Шаг третий
Теперь нам надо добавить квадрат второго элемента, т.е. , без которого формулы квадрата суммы не будет. Предыдущий шаг мы закончили, установив, что роль в нашем выражении играет , значит, именно эту дробь мы прибавим, возведя в квадрат, а потом сразу же вычтем:
От коэффициента при мы избавились, так как в любом случае превращается в единицу.
Шаг четвёртый
Свернём наконец-то так долго конструируемый квадрат суммы, а весь лишний хлам перекинем по другую сторону от знака равенства:
Так уж и быть, в правой части уравнения возведём в квадрат злополучную дробь:
Вы всё ещё с нами? Чудно! Приведём правую часть к единому знаменателю, для этого умножим на :
Раз уж привели, то так и запишем, как единую дробь:
Теперь перейдём к поиску значений самого . Для этого извлечём корни из обеих частей, не забыв при этом, что :
Опаньки, так у нас же у двух дробей одинаковый знаменатель! Незамедлительно бросаем вправо, не забыв поменять знак:
Как дань традиции вынесем на место первого элемента:
Уф, это был долгий заход, в какой-то момент мы и сами подумали, что… Погодите… Что за??? Почему там стоит ? Это что за символ? А этим символом мы решили сэкономить себе работу, ведь как мы знаем, квадратный корень может быть как положительным, так и отрицательным числом. Значит, в итоге мы должны будем в одном случае значение прибавлять, а в другом — вычитать.
Сам элемент называется “дискриминант”, именно опираясь на его вычисление в школьном курсе и решают почти все квадратные уравнения. Разумеется, про то, откуда сам дискриминант берётся и почему он является лишь частным следствием поэтапного решения, не говорится. Речь сразу заходит про очередные свойства и зависимости.
С дискриминантом оказывается связано следующее важное (без шуток) правило:
Если он больше ноля, то уравнение имеет два корня
Если он равен нулю, то уравнение имеет один корень ( и дадут один результат)
Если он меньше нуля, то корней вообще нет (извлечение корня чётной степени из отрицательного числа невозможно)
Как и почти любое “школьное правило”, указанное выше совершенно неверно. Точнее, правдивым является только первое утверждение, а два других прямо отрицают всё, на чём стоит современная алгебра. Дело в том, что… А? Что? Слишком устали? Не сейчас? Ну что вы так… Ладно, оставлю это для следующего раза.
Самое время поинтересоваться — а существует ли хоть одна математическая задача, которую нельзя решить при помощи квадратов и прочих прямоугольников? Увы, таких задач наберётся немало, однако можем торжественно обещать — к помощи прямоугольников мы будем прибегать при каждом возможном случае.