По мере изложения минувших статей (взять хотя бы совсем свежую) нам всё чаще и чаще встречаются ситуации, где один элемент умножается сам на себя несколько раз. Не то чтобы мы были против, пока дело не выходит за рамки это ещё терпеть можно, но как со всем этим справляться, если таких умножений будут десятки и даже сотни? Неужели ленивые математики никак не упростили себе жизнь на этот случай? Конечно же, упростили, введя понятие степени. Выглядит всё это следующим образом:
В этом примере называется основанием (base), а — показателем степени (power). Сама же изображённая процедура зовётся возведением в степень (exponentiation). Показатель степени всего лишь указывает, что мы собираемся число умножать само на себя. К примеру, и так далее. Как мы помним, мы привыкли называть квадратом числа, что находит отражение и в быту, правда обычно говорится “пять в квадрате”, что не совсем точно, правильнее было бы “квадрат пяти”. Тем не менее, смысл даже не очень точного выражения очевиден, это .
Согласитесь, что такой способ записи сильно экономит и без того дефицитное время. Именно из-за соображений экономии куда удобнее выполнять действия с уже этой, краткой записью, чем каждый раз всё по правилам раскладывать. Вспомните прошлую статью — если бы мы не решили использовать супер-сумму , то страдали бы от мучительных вычислений до сих пор.
Как и любые операции, возведение в степень подчиняется ряду несложных правил, справедливость которых мы сейчас и будем устанавливать.
Для начала оттолкнёмся от простого. Если у нас уже есть число в какой-то степени и мы умножаем его на изначальное число , то степень просто возрастает на один, т.е. . Здесь вроде всё ясно, первый множитель показывает, что число уже умножили само на себя два раза, а второй лишь просит заняться умножением ещё разочек.
Вообще, смысл показателя степени только один — показать, сколько множителей должно быть в выражении. Допустим, мы заметили , это значит, что всё заменяется выражением , где ровно множителя. Будем бдительны: хотя множителя , само умножение выполняется только раза, потому что это операция бинарная, а по парам перемножить как раз за шага и получится. Когда нибудь про то, как формировать такие пары для любого количества объектов мы поговорим подробнее, но это будет совсем другая история.
А если надо умножить ? Не будем путаться, разложим это на . Но полученная пятёрка, стоящая в степени, это всего лишь сумма показателей степеней изначальных чисел. Запишем важный факт:
Отдельно подчеркнём, что это верно, только если умножаем числа с одинаковым основанием, в противном случае сказать наперёд, что там получится, мы не можем. Представьте себе квадрат со стороной в и квадрат со стороной , чему равна их общая площадь? Быстро сказать ничего внятного не выйдет.
Кстати, тройку в примере выше мы упомянули не просто так. Дело в том, что называется “ в кубе”. Подразумевается, что как раз даёт объём куба со стороной . Объёмными фигурами мы пока не занимались, поэтому достаточно будет уяснить, что степени и находятся в исключительном положении, так как всегда, когда о них заходят речь, возможно подобрать геометрическую иллюстрацию. Со степенями и даже сделать подобное (по крайней мере, очень сильно не расширив сознание каким-то из способов) не выйдет.
Хорошо, если при умножении мы степени складываем, то что мы делаем при делении? Допустим, если надо разделить те же на ? Давайте запишем это в виде дроби: . Так как при умножении мы можем без всяких проблем сокращать одинаковые множители в числителе и знаменателе, то мы это с радостью (и, возможно, некоторой жестокостью) и делаем. Соответственно, в числителе у нас сохранятся все те множители, которые не удалось сожрать знаменателю. Так как даёт на две штуки больше множителей, чем , то ровно эти у нас и остались. Получается, мы просто вычли степени! Это следует зафиксировать:
Даже странно, что пока всё идёт так плавно, должны же нас где-то наконец догнать неразрешимые проблемы? Наверное, должны, не будем от них бежать и начнём усложнять вопросы. Что, например, нужно делать при возведении степени в степень? Допустим, ?
В этот раз не обойтись без иллюстрации. Вытянем вдоль оси, разложив кубики в длину, и на основе этого отрезка построим квадрат.
Получилось славно. Вот только если мы вновь намерены прийти к элегантному решению, в очередной раз надо подумать, как выразить одно (то есть, большой квадрат) через другое (маленькие квадраты). Посмотрим, не начать ли в этой славной задаче с :
Хм… ну можно, конечно, хотя на столько частей всё делить… Не, слишком лень. Давайте обратимся к квадрату , образованному отрезком в единицы:
Другое дело! Так как двигаясь и вправо, и вверх, мы имеем дело с числами, которые являются степенями двойки, то нет ничего удивительного в этом, что раз эти самые числа равны друг другу и получены одним и тем же путём, то они удобно друг на друга делятся.
Вот за что люблю умножение — чем больше всего перемножается, тем больше возможностей всё зарисовать, пораскладывать, цветами всякими повыделять. Совсем как с конструктором в детстве! Ну, или как с сумочкой — там тоже важно всё строго-настрого по отделениям раскидать, а то никаких карманчиков не хватит…
В случае прямо-таки заметно, что таких квадратов у нас в большом, изначальном квадрате ровно штуки, давайте их дополнительно выделим:
Считаем площадь большого квадрата, равную , а если точнее, то выражаем её через площадь маленьких квадратов. Получаем . В свою очередь, , но так как мы уже показали, что следует делать при умножении с одинаковым основанием, мы можем заключить, что . Результат впечатляет.
Диво-дивное, мы не просто смогли разложить на что-то ещё, а заодно и показали, что . Получается, что в таких задачах ответ не зависит от того, меняем мы местам степени всей “скобки” и начального множителя или нет. О чём это говорит? О том, что при возведении степени в степень мы имеем дело с умножением показателей степеней друг на друга. Убедимся в этом ещё раз, но теперь для более общего случая:
Ох, знали бы вы сейчас, сколько ещё раз нам придёт на подмогу это старательно сформулированное свойство! А всего-то и следовало заметить, что если мы не будем лениться и распишем все формулы подробно, то останется лишь обнаружить, чему равно сложение элементов друг с другом раз.
Логика раскрытия скобок оказывается удивительно полезной. Например, она не оставляет камня на камне от следующей загадки:
При этом ничего, кроме раскрытия скобок и того факта, что при умножении нам совершенно не важно, в каком порядке выполнять операцию, не понадобилось. Чувствуете потенциал? А? Чувствуете? Ну, скажите, что чувствуете!
Вообще отдельно задачи только со степенями делать постоянно смысла и нет. Я про то, что ты если умножение понял, то и так всё посчитаешь, просто долго очень будет. А то как оно выходит — пока маленький ещё, неопытный, пишешь и пишешь эти степени, в итоге вообще перестаёшь связь с умножением видеть. Мелкому вообще голову запудрить ничего стоит.
Внимательный читатель возразит — ага, знаем мы ваши ободряющие лозунги. С натуральными числами всё тоже казалось просто, а затем вообще выяснилось, что их нормально вычитать нельзя. Стоп…а можно ли вычитать степени? В смысле, что делать, если степень отрицательная, так вообще как может быть?
Рассудим по-порядку.
Вот есть у нас какая-то , да? Как её получили? Умножили двойку раза на саму себя — скажете вы, и будете совершенно правы. Значит, , верно? Но тогда . Иначе говоря, когда мы умножаем число на само себя, то степень увеличивается на единицу, а когда делим на само себя, то степень, наоборот, уменьшается на единицу.
Продолжим эту схему: . Мы обнаружили, что любое число в первой степени равно самому себе, ведь .
Наберёмся смелости и шагнём дальше, поделим двойку на саму себя: . Воу-воу, палехче. Установлен ещё один факт: любое число в нулевой степени равно единице! Почему? Потому что нами было убедительно показано, что возведение в нулевую степень это просто деление числа самого на себя, что всегда даёт единицу. Зафиксируем (у нас все ходы записаны):
Необычно, ничего не скажешь. А хотите ещё больше необычного? Давайте продолжим деление, прямо взяв ту самую двойку. Мы знаем, что , но сделаем ещё один шаг, тогда , то есть, мы продолжаем деление на двойку.
Ещё шаг: . Ну и для полноты картины ещё один маленький шажочек (но гигантский скачок для всего человечества): .
Каждый раз знаменатель увеличивается в два раза, так как у нас двойка, иначе говоря, и так далее. Значит, для нахождения отрицательной степени нужно просто поделить единицу на число в этой (разумеется, положительной) степени:
Спокойно читается, никаких переживаний не случилось? А зря! Выше мы записали, что и это якобы верно для любого числа, а вы это покорно проглотили. И как теперь спится по ночам? Ведь если это верно для любого числа тогда , что не может быть верно, потому что… Вообще-то штука в том, что и правда равен . Что пошло не так, как мы смогли прийти к такому чудовищному выводу? Рассказывать про это долго, но вкратце достаточно заметить — математики подумали и решили, что если они сделают вид, что это так, то в остальных формулах и теоремах будет меньше проблем. Всё ещё думаете, что любая власть будет использована только во благо?
Перед глазами маячит финишная прямая, а это значит, что напоследок останется рассмотреть лишь два случая. Покажем, что вся эта магия работает не только с целыми числами. Что делать для дроби в какой-то степени? Терпеливо разлагаем всё на элементы и считаем:
Ну а дробь с отрицательной степенью? Воспользуемся уже выведенным правилом:
А ведь ещё недавно кто-то сомневался, что умение переворачивать дроби при делении может оказаться не праздной игрой воспалённого разума… В общем, теперь вы официально умеете возводить в степень. Ещё один навык в вашу копилку, ещё один этап на пути превращения в массивного зубра точных наук. И главное — это было совсем не больно, стоило лишь плавно начать, понемножку ускоряясь и прибавляя уверенности.